Печать
Категория: Статьи
Просмотров: 12155

Раннее развитие – что это такое? Обзор методик раннего развития. Методики для физического развития. Обучение счёту, письму, энциклопедическим знаниям. Развитие творческих способностей – знакомство с рисованием, природой, музыкой. Никитины. Игры – головоломки для развития логического и образного мышления. Масару Ибука "После трёх уже поздно". Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов. Грудничковое плавание. Плавать раньше, чем ходить. Погружающая среда Марии Монтессори. Сензитивные периоды. Впитывающее мышление. Вальдофская педагогика. Рудольф Штайнер.

Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство, эвритмия, райгены. Система дидактических игр Фридриха Фрёбеля. Биты информации или карточки Глена Домана. Сесиль Лупан – понятные и практичные рекомендации мамы. Зайцев. Кубики Зайцева. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей. Методика Гмошинской. Пальчиковые краски. Виноградова. Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская. Джон Хольт. Теории обучения. Пиаже. Когнитивное развитие. Мейсон Шарлотта. Направление естественной любознательности. Гарднер. Совокупный интеллект.

* * *

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет, и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут чётко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребёнка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

* * *

Каждый ребёнок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребёнок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это ещё будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьёзно болен, или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

На сайте games-for-kids.ru создан раздел "Развивающие игры для детей 3 лет" специально для деток, которые только начинают своё знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для детей 3 лет, направленные на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания. Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное оформление и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 3 лет. На этой странице собраны игры, помогающие малышам усвоить такие сложные понятия, как "один – много", "выше – ниже", "меньше – больше" и другие. Ребёнку, которому скоро исполнится или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите малышу справиться с заданием.

Но стоит начать уделять ребёнку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу всё интересно, он просит позаниматься с ним ещё и ещё.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребёнка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться ещё быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребёнка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстаёт от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Всё дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребёнку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело даётся освоение письма. В дальнейшем это влечёт к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину "раннее развитие" – интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, "садовско-школьными" способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живёт, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, "подкрепляемая" оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами (или, ещё лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребёнку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной "включенности" в жизнь ребёнка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребёнком.

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолётно и уникально время дошкольного детства, и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова... Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому: что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трём годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Оглавление

Методики для физического развития

Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов

"Плавать раньше, чем ходить" или грудничковое плавание

"Творческие" методики: обучение счёту, письму, энциклопедическим знаниям

Семья Никитиных

"Погружающая среда" Марии Монтессори

Вальдофская педагогика – методика подражания природе. Отрицание раннего развития

Система дидактических игр Фридриха Фрёбеля

Биты информации или карточки Глена Домана

Сесиль Лупан – понятные и практичные рекомендации мамы

Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей

Художники в памперсах. Методика Гмошинской

Впитывание музыки

Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская

Джон Хольт. Теории обучения. Unschooling

Пиаже. Когнитивное развитие

Мейсон Шарлотта. Направление естественной любознательности

Гарднер. Совокупный интеллект

Методики для физического развития

Впервые о важности поддержания здоровья ребёнка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребёнка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорождённый имеет три важных врождённых рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за неё), шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твёрдой поверхности), рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а перебирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребёнок проходит обучение "по первому кругу" – не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет – учиться "заново", что даётся труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и обливание), массажа.

Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием "После трёх уже поздно", в которой говорит о том, что развитие максимума возможностей заложено в ребёнке до трёх лет – в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Конечно, всё это накладывается на существующие гены. Автор подчёркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребёнком по максимуму. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижение любых вершин, относится с уважением к крохе.

Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов

Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребёнка до года, связанные с движением: развивает врождённые рефлексы. Методика уходит корнями в прошлое: на Руси детей часто брали подмышки, слегка подбрасывали, вместе с ними делали самолётики, отпрысков постарше обхватывали за руки-ноги, крутили вокруг себя, сами при этом крутились вокруг своей оси наподобие карусели. Родители предоставляют ребёнку возможность двигаться, когда тот сам не может реализовываться. После ребёнок сам ползает, ходит, – прежние упражнения утрачивают свою силу и смысл, теперь нужно использовать силы ребёнка, менять центр тяжести, подключать различные игры, зарядки, упражнения на спорткомплексе, куда переносить все наработанные элементы.

"Плавать раньше, чем ходить" или грудничковое плавание

Неизвестно, кто первым предложил не просто купать новорождённого, но и плавать с ним. Однако теперь плавание – это мощная оздоровительная и лечебная процедура для малыша: избавляет от болезней неврологического характера, проблем с позвоночником, развивает дыхание, увеличивает выносливость и общий тонус, улучшает аппетит, способствует укреплению здоровья, позволяет организму правильно развиваться. Проводится в обыкновенных городских поликлиниках и в группах по занятию с беременными и детьми.

Плаванье малышей – совершенно особый вид плаванья. В нём своя техника и упражнение. В то время как передвижение ребёнка ещё ограничено, он не умеет управлять своим телом, передвигается в водном пространстве за счёт уменьшения массы своего тела. А, следовательно, чуть-чуть раньше начинает вставать, ходить по ванне в воде, делать гимнастику, укреплять мышцы и так далее. Занятия проходят с рождения сначала в домашней ванне, потом в "большой воде" бассейна. Главная задача – привить любовь к воде, постановка дыхания, ныряние – потом.

Если вы не чувствуете уверенность в своих действиях, не пытайтесь обучить ребёнка плавать самостоятельно: найдите опытного инструктора в детской поликлинике, в бассейне, позовите для обучения на дом. Грубые ошибки, которые вы можете допустить, отобьют у ребёнка желание не просто плавать, а вообще находиться в воде, поселят страх. (Решение трудности с неуверенностью имеет несколько решений: самостоятельно разобраться в вопросе, вызвавшем неуверенность, либо довериться "авторитету" в этом впросе).

В возрасте от 0 до 2-3-х лет для ребёнка главными остаются тактильные ощущения, контакт с матерью, сенситивные ощущения. Сейчас широко известен тот факт, что дети до трёх лет, живущие в племенах, где детей носят на себе матери (при отсутствии элементарных условий, не говоря о каких-то методиках), опережают по своему развитию европейских сверстников. И только к школе, благодаря игрушкам, быту и развивающим методикам, европейские дети уже позже обгоняют детей из племён. Через тактильные ощущения маленький ребёнок ощущает мир, формирование образа физического предмета происходит через органы чувств – зрение, слух, осязание. Кроме того, психологи считают, что дети вплоть до 5-ти лет познают мир через чувства и эмоции, от общего к частному.

Самое главное на этом этапе развития научиться переживать вместе с ребёнком. Выделять положительные эмоции. Кто-то из великих сказал, что человека можно воспитать до 5-ти лет, а после уже только ПЕРЕвоспитать. Обучите своего ребёнка состраданию, сопереживанию, взаимопониманию, проявлению ласки, заботы, любви. Это гораздо важнее, чем ставить цель "досрочного" обучению чтению, рекорда для книги рекордов Гиннеса по прыжкам в длину. Помните, что чрезмерные усилия родителей в этом вопросе – это лишь желание потешить СОБСТВЕННОЕ тщеславие. Приятно, когда все вокруг говорят "Какой умный ребёнок: в свои 3 года уже знает второй закон Ньютона". Но не спешите сузить окружающий мир до размера буквы и цифры, покажите его во всём многообразии.

"Творческие" методики: обучение счёту, письму, энциклопедическим знаниям

Одна группа методик целиком посвящена обучению чтению, счёту, получению энциклопедических знаний, другая – творчеству: знакомству с рисованием, природой, музыкой...

Семья Никитиных

Они открыли в каждом ребёнке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов "в игре". За опытом в гостеприимный дом ездили родители со всей страны, а также из других стран – Японии, Америки. Всем посетителям Никитины не уставали говорить о том, что растят не гениев (рождается от природы), а просто талантливых детей, которых развивают "по максимуму" того, что могло бы из них получится.

Их игры – "уникуб", "кубики для всех", "сложи квадрат" – рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Они вариативные, многоуровневые. Это игры-головоломки для развития логического и образного мышления. Каждая игра – набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Игры строятся в порядке возрастания сложности "от простого к сложному" (некоторые задания, порой не под силу среднему взрослому(!), легко преодолеваются смышлёным ребёнком). А потому игры не имеют возрастного ограничения – познавательны в течение всей жизни. Игры Никитиных напоминают блоки Фридриха Фрёбеля, немецкого педагога 19 века, основателя первых детских садов – KinderGarten тем, что знакомят ребёнка со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.

Приобрести пособия можно в любом развивающем магазине, например, "Маленький гений", Москва, Большой Козихинский пер, дом 6 или интернет-магазине "Умная игрушка". О том, как выглядят пособия, можно узнать и через интернет, можно попробовать сделать их самим.

"Погружающая среда" Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина – доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Её подход к обучению состоит из трёх частей: ребёнок, окружающая среда, учитель, причём в центре всей системы – сам ребёнок. Он самостоятельно (!) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребёнок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребёнок сам не переключится на другой предмет.

Главной ценностью воспитания в системе М.Монтессори является индивидуальность и свобода ребёнка. Свободу М.Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и её выдающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ребёнка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребёнка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.

Главной целью развития маленького ребёнка М.Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Начало интеллектуального развития предполагает собирание, различение, классификацию чувственных впечатлений. Разработанный М.Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, позволяющие ребёнку строить свой интеллект через различение и классификацию различных чувственных признаков предметов.

Это не игрушки для свободной игры, а материал для серьёзных учебных упражнений. В этом сенсорном материале представлены самые разные воспринимаемые качества вещей: формы, цвета, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и пр. В каждом предмете выделено и определено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено всё лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объёма используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки), для различения формы – плоские геометрические фигуры, для различения цвета – простые таблички из бумаги или цветного шёлка.

Таким образом достигается изоляция определённого качества, которая способствует получению ясных представлений в сознании ребёнка. Все градации сенсорных качеств тщательно продуманы и подобраны. Поэтому данный материал нельзя изготовлять кустарно – комплекты материала производятся только профессионалами на специализированных предприятиях.

Специальной задачей многих упражнений является сериация, т.е. расположение предметов в порядке убывания (или возрастания) качества: от бледного к самому интенсивному оттенку цвета, от самой гладкой к самой шероховатой поверхности, от самого широкого к самому узкому кубику и пр. М.Монтессори подчёркивала, что её материал сам подсказывает, что нужно делать и сам указывает на ошибки. Так, например, для различения толщины предметов используется коричневая лестница, которая состоит из 10 деревянных призм с квадратным основанием, длинной 20см каждая. Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 см к 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определённой последовательности, в результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками. Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр.

Благодаря упражнениям в сознании ребёнка устанавливается первичный порядок, который дает импульс к установлению внутреннего порядка и к систематизации внешнего мира. Воспитатель не должен вмешиваться в действия ребёнка и управлять ими. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребёнка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного слова, которое не вызывает ясного, отчётливого представления о предмете. Свободные разговоры детей также не поощряются, поскольку они отвлекают внимание ребёнка от работы с материалом.

Для педагога важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача – наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребёнка. Помощь педагога направлена на активизацию самостоятельности ребёнка. Главная просьба, на которую всегда откликается воспитатель: "Помоги мне это сделать самому". Каждый ребёнок выбирает материал, с которым он хочет сегодня заниматься. Если ребёнок затрудняется в выборе, воспитатель направляет его. Группы, обычно разновозрастные (от 3 до 6 лет), и младшие дети могут наблюдать за работой старших и учиться у них. В детских садах царит порядок, тишина и строгая дисциплина, которую дети выбирают сами, без нотаций и призывов воспитателя.

Состояние полной сосредоточенности и погружённости ребёнка в работу с игрушками, которое характерно для этих садов, получило название в педагогике "феномена Монтессори". Воспитанники "детских садов Монтессори" отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно. Возможность выбора материала и занятия, работа в своём индивидуальном темпе, сосредоточенность на своём деле, сознательная дисциплина – всё это важные и несомненные преимущества системы.

Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребёнку полной свободы находится в явном противоречии с жёсткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребёнка строго органичен имеющимся дидактическим материалом и жёстко предписанными действиями. Тезис о самообучении ребёнка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания – всё разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.

Другое противоречие данной системы связано с её задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М.Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребёнка. Развитие мышления и сознания ребёнка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребёнка является серьезным ограничением данной системы.

Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребёнка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьёзную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребёнок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Всё это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М.Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жёсткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет "продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.

Девиз педагогики Монтессори – "помоги мне это сделать самому". Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующих возрасту. В психическом развитии ребёнка Мария Монтессори выделила такие особенности как "возрастная сензитивность (чувствительность)", "впитывающее мышление".

Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развитие движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребёнок учится на глаз оценивать количество, объём предметов независимо от формы, которую они принимают.

Впитывающее мышление. Мышление ребёнка – это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие", "плохие", "полезные", "бесполезные". А потому большая роль отводится предметной и социальной среде, окружению ребёнка. Взрослый должен создать "правильную среду": огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах), которые являются естественной потребностью ребёнка. Такая обстановка обеспечивается только в специализированном детском саду. Есть сады, которые полностью работают по этой методике, есть те, в которых встречаются группы по-Монтессори.

Исходное оборудование дорогое, но аналоги вполне воссоздаваемы дома. Например, переливание из бутылочек в кастрюли в ванной, на кухне, перебор гороха, чечевицы, крупы на улице – "упражнения Золушки". К слову сказать, посещение садика – удовольствие не из дешёвых. В группу принимаются с 3 лет. Месяц пребывания (неполный день до обеда в малой группе, лёгкая еда) стоит около 200-300 уе. Группы развития – 150-200 рублей в час. На занятиях не предусмотрены физические упражнения, нет места музыке.

Вальдофская педагогика – методика подражания природе. Отрицание раннего развития

Основал вальдорфскую педагогику философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925), организовав в 1919г. детский сад в г.Штуттгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). Философской основой вальдорфской педагогики является антропософия Р.Штайнера, которая исходит из врождённой позитивной природы ребёнка: в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность.

Главная задача воспитания – помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Всякое вмешательство в его жизнь искажает врождённую природу. Результатом этих положений является отказ от какого-либо вмешательства в жизнь ребёнка, в т.ч. отказ от какой-либо методики или программы воспитания. Это порождает несколько своеобразных запретов, существенно отличающих вальдорфские школы и детские сады.

Первый – запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение. Маленький ребёнок постигает мир опытным, а не рассудочным путём. Р.Штайнер призывает как можно позже прививать ребёнку так называемую внешнюю духовность в её умственной форме. Значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребёнка, вызывая его желания к различным действиям. Прямое обращение к воле через сопереживание поступкам взрослого составляет одно из важных положений дошкольной вальдорфской педагогики.

Преждевременная интеллектуализация усиливается воздействиями СМИ, которые могут лишить дошкольника его собственной активности, подавляют его фантазию. Поэтому в требования входит запрет (или значительное ограничение) на радио, кино и телевидение, до определённого возраста предельно сокращается (а лучше исключается) контакт ребёнка со СМИ.

Важное своеобразие дошкольной вальдорфской педагогики составляет запрет на оценку ребёнка. Оценка – как отрицательная, так и положительная – является вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребёнок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, добиваясь похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из любви к самому делу. Поэтому не следует фиксировать внимание ребёнка на себе самом – не только на его недостатках, но и на его успехах. Гораздо важнее направлять интерес ребёнка на какое-либо дело, а не на себя самого.

Отсутствие оценок не означает безразличия к ребёнку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребёнку является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к ребёнку, принятие его индивидуальности позволяют раскрыться и развиться его неповторимой личности.

Главным методом воспитания и основной педагогической установкой является подражание педагогу. Подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, но скорее как "заражение", как переживание себя и своей связи с миром. Воспитание через подражание предъявляет взрослому строгие требования, которые должны быть направлены не к детям, а, прежде всего, к самому себе. Он должен побуждать интересы и чувства детей не через объяснения и рассуждения, а через себя, свою непосредственную деятельность и каждодневные поступки.

Содержанием педагогической работы с дошкольниками является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство пронизывают жизнь детей. Широко используется драматизация и проигрывание сказок, изображение сказочных персонажей и сюжетов. Специфическое для вальдорфской педагогики занятие – эвритмия – искусство движения. Это слово означает правильный ритм, в котором человек посредством движений и жестов пытается выразить настроение, значение речи и гармонию музыки.

Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Помимо занятий искусствами широко используются различные формы ручного труда и ремесла. К ним относится привлечение детей к домашнему хозяйству (выпечке печения, хлеба, приготовлении салатов, сервировке стола, уборке помещения), рукоделие и овладение различными ремёслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, делание свечей, корзиночек, фонариков и пр. Подготовка к праздникам и спектаклям даёт повод для различных детских поделок.

Важным содержанием жизни детей является игра. Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры, которые являются главной деятельностью дошкольников, используются особые игры – музыкально-ритмические игры-хороводы – "райгены". Райген – это ежедневная общая ритмическая игра-действие, в котором дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие сюжет.

Например, дети движениями показывают, как растёт и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные, как работают люди разных профессий и пр. В таком действии сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение. Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несёт в себе определённый образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др. Все перечисленные игры и занятия имеют своё определённое место в ритме дня группы.

Организационной основой жизни является ритм и повторение. Опыт постоянства и последовательности даёт чувство стабильности и защищённости. Поэтому уделяется большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись неизменными. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребёнок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребёнок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох). На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия.

К годичному ритму относятся, прежде всего, праздники, которым уделяется значительное место. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции. Каждый праздник годичного круга вписан в соответствующее время года и имеет своё настроение. К праздникам года относятся и дни рождения детей. Через подготовку к праздникам происходит осмысление многих форм детской деятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.).

Особое внимание в каждом фрагменте жизни уделяется организации детских взаимоотношений. Воспитатель стремится постоянно подчёркивать самоценность и уникальность каждого ребёнка, выражает бережное и уважительное отношение к нему. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребёнок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличает этих детей.

Система дидактических игр Фридриха Фрёбеля

Немецкий педагог Ф.Фрёбель (1782-1852) создал первую систему дошкольного воспитания и был основателем детских садов. Его система дошкольного воспитания имеет философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии. В основе системы лежит представление о внутренней связи всех вещей, соответственно любая вещь может открыть ребёнку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу.

Главная задача воспитания видится в том, чтобы не испортить врождённой позитивной природы ребёнка. Поэтому воспитание должно быть не предписывающим и не насильственным, а предостерегающим и охраняющим. Был впервые введён принцип деятельности в педагогике, который затем получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребёнка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Важнейший принцип педагогической системы Ф.Фрёбеля – необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Связь действия ребёнка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Ф.Фрёбель фактически первый оценил важнейшее значение игры в жизни ребёнка и в его развитии. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Поэтому в основу педагогической системы были положены игры, которые нужно сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Изменения и разработки Ф.Фрёбеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики.

Материалом для детских игр стали простые, обыденные предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и пр. Ф.Фрёбель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой: чем игрушка определённее и сложнее, тем меньше она даёт простор для собственного творчества ребёнка. Сложные и завершённые игрушки стесняют свободу творчества, предопределяя игру, и как бы приковывают ребёнка к известным стереотипным действиям.

Ф.Фрёбель впервые ввёл систематику и порядок в детские игры. Он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры своё место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры, которые сам Ф.Фрёбель называл "дарами", сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило действия. Через тексты, включённые в действия, осуществлялось знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей.

Ещё одно важное изменение заключалось в непременном участии взрослого в детских играх. Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны были быть душой детских игр, давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель на своём столе демонстрировал нужные действия с дарами, пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIXв., работали преимущественно по системе Ф.Фрёбеля. Однако, в процессе своего массового использования игры с дарами были извращены и превратились в формальные упражнения. В результате они утратили свой развивающий эффект, а фрёбелевские детские сады получили массу критики за "формализм", "педантизм" и "дидактизм".

Биты информации или карточки Глена Домана

Глен Доман – американский военный врач 40-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Работал в Филадельфии, институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребёнка" ("Better Baby Institute" (BBI)). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом.

В его институте дети двух, трёх, четырёх лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. Доман убеждён, что учёба эффективна только в период роста мозга – до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорождённого – 35см, двухлетки – 50см, взрослого в 20 лет – 55см), и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-хлетних малышей. У новорождённого огромный потенциал, который надо сохранить: количество нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а невостребованные клетки отмирают.

Обучение математике происходит по карточкам с крупными красными точкам. При этом вслух называют их количество: показывается не цифрой (абстрактным значком), а точками, дабы ребёнок смог почувствовать реальное количество. После первых двадцати цифр следуют примеры. Каждую карточку рекомендуется показывать вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 – 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 10-30 секунд, повторяется несколько раз в день. Исходя из практики, можно сказать, что лучше показывать карточку настолько быстро, насколько ребёнок успевает охватить взглядом все составляющие образа.

Энциклопедические знания. Доман считал, что заучивание голых фактов, их систематизация – лёгкая задача. Дети выучат всё, тем более что изучать начинают с чистого листа предметы, цифры, всё остальное. Более того, чем они моложе, тем легче заучивать. Родителям необходимо сделать тематическую подборку карточек с сериями изображений растений, животных, великих людей и другие. Память ребёнка, безусловно, развивается. Но минусов немало.

Во-первых, сам процесс подготовки чрезвычайно трудоёмкий. Почти за столетие не было издано "детских" энциклопедий готовых карточек по Доману. Родитель должен сам резать старые журналы, клеить, подбирать.

Во-вторых, часто запоминается лишь одна ассоциация: например, фотография верблюда и подпись "верблюд". А ведь для более полного изучения нужен рассказ о том, какой это верблюд, его цвет, характер, манеры поведения, ареал распространения. Всю эту поистине энциклопедическую информацию (плюс выложенную доступным ребёнку языком) на карточку не уместишь. Подготовить, адаптировать для малыша ещё сложней.

Конечно, родители "выходят" из положения – создают электронные галереи, компьютерные презентации карточек (когда не тратятся дополнительно бумага, цветные чернила и прочие расходные материалы). И всё же, подкрепление "примерами из жизни", истории, рассказы и сказки, так мудро начитываемые нашими бабушками гораздо ценнее для ребёнка: ведь тогда информация поступает не безликой, что гораздо интересней ребёнку.

Обучение чтению по Доману – показ, озвучивание целого слова. Те же белые карточки с написанным на них крупно красными словами. Начинать следует как можно раньше, до года. Хотя, "опытный" родитель выскажет своё мнение, что в этом возрасте ребёнок недостаточно знает предметов, тем более их названий, имя часто не ассоциируется с предметом. Подобное заучивание абстрактных названий противоречит образному восприятию по Монтессори. Предпочтительней показывать одновременно на одном листе и картинку и подпись.

В обучении чтению по этой методике таятся ещё две опасности. Первое: она обращена на изучение языков, в которых нет системы падежей. А в русском слово меняется: верблюд-у-а, верблюдица по числам, родам и падежам. Второе: при изменении цвета написанного слова или его размера на карточке, ребёнок "не узнает" казалось бы, выученное навсегда слово. Третье: ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения он пассивен, работает только его зрительная система, поглощающая лишь ту информацию, которая расположена на карточках. Он нагружается фактами, становится "ходячей энциклопедией", но не учится думать, использовать, применять полученные знания.

Страдает эмоциональное развитие. Маленькому ребёнку ничего нельзя брать на веру: вещь надо пощупать, потрогать, исследовать со всех сторон, определить место в иерархии своих ценностей.

По мере взросления ребёнка Доман увеличивает продолжительность занятий. В 1,5 – 2 года начинает изучать японский язык, знакомить его с современным искусством, обучать игре на скрипке, другом музыкальном инструменте.

Несомненным плюсами методики является то, что ребёнок усваивает большой объём информации, абсолютно не назойливо со стороны взрослого. Более того, он привыкает постоянно тянуться к новому, к большим количествам "свежей информации", вырабатывается тяга к познанию, классификации. Помимо этого воспитываются и родители, которые понимают, что с ребёнком нужно много заниматься, чтобы достичь реальных результатов. Факты говорят сами за себя: десяток нобелевских лауреатов в детстве учились по Доману!

Сесиль Лупан – понятные и практичные рекомендации мамы

Сесиль Лупан – бельгийская актриса, считала вслед за одним из мудрецов, что "ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Она не ставила экспериментов на детях, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критике существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Её рекомендации – просто мамы, увлекшейся идеей раннего развития, вылились в книгу – Практическое руководство "Поверь в своё дитя". Книга не содержит рецептов "выращивания гениев". Её цель – дать советы родителям, желающим открыть мир ребёнка с момента его появления на свет.

Счёт по Лупан лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Чтобы считать, нужно понимать суть самого процесса счёта. Считайте всё. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать – потушить свет, включить теледырку, открыть дверь. Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки. Объясните, что такое ноль: при переходе к символам, ноль понадобится для записи цифры после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее – совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: "Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?". Переходите к другим видам счёта.

Контактный счёт: попросите пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой, затем предметы перед ним.

Обратный счёт: ребёнок не научится вычитать, если не умеет "считать назад".

Счёт до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймёт это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определённой указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.

Поочерёдный счёт: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребёнок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь ещё (скажем, другого ребёнка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроём, потом вчетвером и т.д. Теперь, когда он быстро разберётся, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.

Чётные и нечётные числа. Если разделить горох поровну – это чётное число, останется "излишек" – нечётное. Когда малыш поймёт разницу между чётным и нечётным числом, поиграйте в поочерёдный счет, при этом один называет нечётные числа, а второй – чётные. Крайне важно, чтобы счёт вошёл в привычку. Приведённые варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой – научить считать разными способами. В результате малыш начнёт считать всё, что его окружает. Поощряйте такое стремление: ежедневные упражнения в счёте готовят его ум к вычислениям.

Речь, по представлениям Лупан, начинает развиваться не в момент, когда ребёнок произносит первое слово, а с рождения. Задолго до этого идёт длительный процесс, который можно ускорить или замедлить своим поведением. Здесь Лупан солидарна с выводами Франсуаза Дольто о том, что "с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы ещё не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!"

Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. Знакомьте с частями тела – во время массажа и игры называйте части тела, до которых дотрагивайтесь, скажите: "Это нос Сашеньки! Это нос мамы!" Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; о нём самом, о том, что сейчас он отправится в страну снов, и т.п. Показывайте всё, что его окружает, ясно, чётко называйте это.

Поверьте, рекомендации и "наработки" Сесиль Лупан не оставят вас равнодушными. Претворяя их в жизни, вы обязательно придумаете на ходу что-то своё.

Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей

Пытаясь говорить, младенец "выдаёт" целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р.1939).

Его пособия – самым известным являются "кубики Зайцева" для освоения чтения – основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдаётся занятиям в группе.

Изучение чтения построено на принципе "складов" – пары из согласной и гласной, согласной с твёрдым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика – например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребёнок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что всё вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными.

Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.

Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребёнку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребёнка и взрослого. Не стоит спешить с одновременным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются логопеды: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение – это работа глаз, а письмо – руки. К тому же, в чтении и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.

Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад – это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребёнка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребёнка чтению с года. Поверьте, пройдёт совсем немного времени, и к 2,5-3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребёнок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.

Таким образом, на достижение того же результата ("зачитал!") в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может стоить поберечь силы? Чтение – процесс творческий. Ребёнок "реально" читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа "баба, иди", осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не "Оля хочет", а "я хочу"). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

Обучение математике отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая "значение" числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры – количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц "Сточет", пособия родителям "нам в сотне тесно". Стоимость пособий – 500-600 рублей, при этом в комплект входят достаточно объёмная книга для родителя, на освоение которой нужно время. Так что в каких-то случаях имеет смысл вызвать специалиста-"зайчиста" для домашних занятий. Будьте готовы и к тому, что сам материал является "полуфабрикатом": картонные вырезки предстоит склеивать, "укреплять" изолентой, самостоятельно находить "наполнение" в виде железных крышечек из-под бутылок, деревянных палочек. Но достижение результата стоит затраченных усилий.

Официальным представительством методики Зайцева является компания Видеонет – Тел:(495) 911-3459, 912-0604, 461-9715.

"Творческие" методики: развитие творческих способностей – знакомство с рисованием, природой, музыкой...

Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребёнок уже был хорошо координирован, крепко держал карандаши, кисточку в руках, мог усидчиво заниматься хотя бы полчаса. Поэтому, в основном, почти все методики обучения музыке, рисованию предназначены для детей с 4 лет. Здесь крайне важно познакомиться с хорошим педагогом или посещать занятия досугового центра.

До этого времени всё, что требуется от родителей, – это "предподгтовка" или закладка эталонов: прослушивание хорошей классической музыки, ознакомление с классическими картинами. А также "создание" характера ребёнка: ведь для занятий в группе (а именно они эффективны в этом возрасте) ребёнок должен быть общительным (легко входить в коллектив), здоровым (не пропускать занятия). Ребёнок должен уже быть любознательным, стремиться чего-то достичь – это результат творческой работы родителя.

Повторимся, что методик, подходящих малышам крайне мало. Может вы будете первым, кто их придумает и активно внедрит в жизнь родителей.

Художники в памперсах. Методика Гмошинской

Малышам дают "съедобные" краски как только они начинают ползать. Для рисунков предоставляются листы, старые обои. Жёстких ограничений в использовании того или иного цвета или задание рисования по образцу нет. Ребёнок "творит", что ему хочется выразить в данный момент. Малыши рисуют ладошками, пальчиками, мягкими фломастерами. Цветовая гамма – привычные цвета: оранжевый, красный, жёлтый, синий. Рисовать можно вместе: рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, при этом называть, что появляется на бумаге, какой цвет используется.

На "каракульный" цветовой фон можно наклеить фигурки животных, геометрические фигуры для аппликации. Так родитель становиться для малыша волшебником. Начинать лучше с акварели. Технику не стоит оставлять на потом, сразу ставьте руку, следите, чтобы кисть шла за рукой, рисуйте с ребёнком одной кисточкой. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой (второй способ дети просто обожают), на сырую краску можно потом насыпать соли – получаются красивые разводы.

Если ребёнок быстро теряет интерес к рисованию, используйте такую игру: на листе белой бумаги предварительно обычной парафиновой свечкой нарисуйте что-нибудь – мишку, бабочку, цветок – а потом вместе с малышом ищите, кто спрятался, закрашивая лист красками. Но помните, что не следует за один раз использовать все известные вам приёмы. Смешивайте различные цвета. Учите вашего ребёнка искать знакомые цвета в окружающем мире – на прогулке, на рисунках, в книгах. Вводите названия основных фигур – круг, треугольник, квадрат – рисуйте их, вырезайте – из бумаги, теста, формочками – из пластилина.

Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.

Продолжить "карьеру художника" можно в изостудиях, музеях. При художественных музеях всегда существуют группы рисования. Их посетители не только учатся изображать предметы, но также постоянно сверяют свой взгляд с изображениями маститых художников. Слушают лекции о картинах и рисуют с натуры.

Впитывание музыки

Виноградова – прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убеждён, что даже самые маленькие способны понять сложные классические произведения. При прослушивании – минимум научных пояснений. Ваш рассказ должен быть похож на сказку-картинку. Ещё лучше оставить ребёнку возможность самому решать, что же такое означает музыка. Ребёнок достаточно легко и можно сказать адекватно воспринимает мировые шедевры. Гармоничная музыка так близка его психологической природе. Благодаря музыкальным занятиям – прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям, самовыражению ребёнка – у него формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.

Ещё с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало "адаптированных" кассет, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребёнок успокаивается, двигается, проявляет эмоции. У мамы появляется прекрасная возможность расслабиться самой, на время заняться своими делами.

Кирюшин предложил изучать музыку под мифы-сказки – книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.

Другие методики обучения малышей с трёх лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участии в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Обо всём этом можно узнать как у воспитательницы в детском саду, так и у педагогов традиционных музыкальных школ.

Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская

Занятия по второму языку должно проходить в игровой форме. Эта круглая доска на четырёх ножках называется не только как "стол", но и table. Ребёнок с удовольствием включается в заколдованный кодами мир иностранного языка. Тем более, если занятия проводятся всегда одним и тем же "иностранцем", "не разумеющим" на родном для малыша языке. Группы включения существуют в различных детских садах. Системно обучать второму языку логопеды советуют лишь после усвоения грамматики и лексики родного – после 3-4 лет.

Все методики, несмотря на различие, сходятся в одном, что задача родителей – дать ребёнку хороший старт. Не просто научить читать, а сделать так, чтобы он полюбил книгу, с удовольствием занимался математикой, химией. Тогда в будущем он легко сделает свой выбор в пользу той или иной науки. Ранее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятия максимума любви, терпения к ребёнку, достигаются результаты. Талантливыми дети вырастают вовсе не из-за освоения раннего чтения в 2 года, скорости чтения, билингвизма и грамотности речи. Ребёнку нужно создать ту обстановку, которая поможет им раскрыться. Вполне справедливо Томас Эдисон считал, что "гений – это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% вдохновение".

Вкратце о других именах, которые могут вам встретиться.

Джон Хольт. Теории обучения. Unschooling

К концу 70-х понял, что школа никогда не станет эффективным методом в обучении детей. Так зародилась идея альтернативного обучения unschooling (от английских слов un "не" и schooling "обучение"). Сейчас unschooling используется для описания особого типа обучения дома, когда обучение тесно связанно с повседневной жизнью семьи, и дети набирают знания следуя своим интересам. Хольт доказывал, что дети усваивают больше знаний, если их учить быть частью окружающего мира, дать детям свободу исследовать свои интересы, отвечать на их вопросы, когда дети их задают, и самое главное уважать детей, а не смотреть на них свысока.

Пиаже. Когнитивное развитие

Теория основывается на предположении, что дети проходят несколько чётких ступеней когнитивного развития. Сенсорико-моторная (рождение – 2 года) – ребёнок учится посредством ощущений и движения. Преоперационная (2-7) – дети начинают осваивать систему символов (например, язык) и начинают строить предположения, основанные на прошлом опыте. Конкретная операционная (7-11) – дети учатся делать обобщения (хотя эта способность ограничивается их конкретным опытом). Формальная операционная (11 и старше) – дети могут справляться с абстактными понятиями, строить гипотезы и догадки. Последовательность ступеней когнитивного развития наблюдается у всех детей, а вот возраст, в котором дети осваивают новые функции, сильно разнится от ребёнка к ребёнку. Обучающая деятельность строиться с учетом степени развития ребёнка.

Мейсон Шарлотта. Направление естественной любознательности

Мейсон рекомендовала изучение природы для развития наблюдательности и способности ценить красоту творения Бога. Обучение проходит наиболее успешно, если принимать во внимание особенности умственного развития и характера ребёнка. В то же время, подчеркивалась необходимость развития способности управлять своим характером и закладывания прочных моральных принципов.

Гарднер. Совокупный интеллект

Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner) выдвинул теорию о том, что интеллект не является единым целым, а состоит из совокупности интеллектов (multiple intelligence). Он различал 8 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, натуралистический, телесно-кинестический, межперсональный и внутриперсональный. Интеллект каждого человека состоит из совокупности различных интеллектов, поэтому обучение строится исходя из особенностей и сильных сторон каждого человека, в отличие от традиционных лингвистического и логико-математического подходов школ. Например, человек с телесно-кинестическим интеллектом легче поймёт геометрические понятия, если их представить в виде наглядных пособий, а не традиционным логическим описательным способом.

* * *

В заключение хотим дать несколько рекомендаций неравнодушным родителям.

Что следует учесть ещё до начала занятий с малышом?

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребёнка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите всё слепо и без оглядки. В любой методике может быть что-то, что подойдёт вам и вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только вы можете точно знать, что хорошо для вашего ребёнка, а что нет.

Итак, вы выбрали, какое из направлений или методик вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трёх близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте всё новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребёнка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребёнком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение, или не проведя игру, занятие, вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько вам позволяет время.

Во-вторых, вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку "мероприятие". Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребёнка к занятиям, если он болен или даже просто плохо себя чувствует, или у него дурное настроение. Это принесёт ему не пользу, а вред.

Если вы хотите дать ребёнку знания о чём бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа "Ребёнок и его окружение" и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте "запасы знаний", в этом случае "живите сегодняшним днём".

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром теледырки. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеемся, что эти советы помогут вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Источник.