№ |
культ/религия |
возникновение |
основатель |
священные тексты |
Боги/Начала |
||||
время |
место |
||||||||
До новой эры |
|||||||||
1 |
фетишизм |
религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, (фр. fetiche от порт. Feitico – «колдовство, амулет») которым приписываются сверхъестественные свойства. |
|||||||
тотемизм |
(от анг. totemism) – практика символического отождествления людей с не человеческими объектами (обычно животными или растениями). |
||||||||
анимизм |
(от лат. anima – душа) у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия |
||||||||
магия |
(лат. magia, от греч. mageia) – различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований. Практиковалась колдунами, ведунами, волхвами и т. п. |
||||||||
шаманизм |
(«шаман»-исступлённый): одно из направлений анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами. |
||||||||
|
|
время |
место |
пророк |
тексты |
Боги |
|||
2 |
ВЕДИЗМ: |
ХХ–Х вв. |
Индия |
Риши |
Веды: Ригведа; Яджурведа; |
Тримурти - Брахма, Вишну и Шива |
|||
3 |
Зороастризм |
ХV–ХII вв. |
Междуречье, Иран |
Заратуштра (Зороастр) |
Авеста |
Ахура-Мазда |
|||
4 |
Индуизм |
Х в. |
Индия |
Риши |
Веды |
Тримурти |
|||
5 |
Джайнизм |
Х–VI вв. |
Индия |
Махавира |
Веды |
Тримурти |
|||
6 |
Иудаизм |
X–VI вв. |
Египет |
Моисей |
Тора, Танак, Талмуд |
Яхве |
|||
7 |
Даосизм |
VII–VI вв. |
Малазия, Китай |
Хуан-ди, |
Даодэцзин |
Дао |
|||
8 |
Буддизм |
VI–V вв. |
Индия |
Будда Шакьямуни |
Сутры |
Будда |
|||
9 |
Конфуцианство |
VI–V вв. |
Китай |
Кун Цю |
У-цзин, Сышу |
Традиция и Предки |
|||
10 |
Гермети́зм |
V–II вв. |
Европа, Греция |
Гермес Трисмегист |
Изумрудная скрижаль |
Принцип или Бог |
|||
Новая эра |
|||||||||
11 |
Христианство |
I в. |
Европа, Рим |
Христос |
Библия |
Троица |
|||
12 |
Ислам |
VII в. |
Аравийский полуостров |
Мухаммед |
Коран |
Аллах |
|||
13 |
Нью Эйдж |
XIX в. |
Западная цивилизация |
старые идеи новой религии |
|||||
идеологическая основа современной постхристианской цивилизации. |
|||||||||
1. Теосо́фия |
(др.-греч. θεοσοφία – «божественная мудрость») – синкретическое религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством, опирается на индийскую философию, прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм. |
||||||||
1875 г. |
в Нью-Йорке, США |
Е.П. Блаватская, Г.С. Олькотт |
|||||||
2. Антропософия |
стремился превратить теософию в «экспериментальную» науку, ставящую целью раскрытие «тайных» сил человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). |
||||||||
1902 г. |
'Мистерии древности и христианство'. |
||||||||
1904 г. |
'Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека', 'Очерк тайноведения' |
||||||||
1913 г. |
основал Антропософское общество с центром в Дорнахе (Швейцария). |
||||||||
3. Эзотерическое христианство |
«Учение Гурджиева-Успенского» или «Четвёртый путь» – название философско-этического учения, созданного Г.И.Гуджиевым и П.Д.Успенским в начале ХХ века (1915 - 1949). |
||||||||
1919 г. |
в Тифлисе, Грузия |
Институт гармонического развития человека |
|||||||
1920 г. |
в Стамбуле, Турция |
Институт гармонического развития человека |
|||||||
1922 г. |
в Приэре, Франция |
«Айда-йога», «Священные Движения» |
|||||||
4. "Агни Йога" |
Агни-Йога – название философско-этического учения, созданного Е.И.Рерих и Н.К.Рерих в начале ХХ века (1920 - 1940), более известное название "Агни Йога" звучит как «Живая Этика». |
||||||||
1928 г. |
в Индии |
Гималайский Институт научных исследований “Урусвати” |
|||||||
1942 г. |
в Нью-Йорке, США |
Гималайский Институт научных исследований “Урусвати” |
|||||||
5. Интегральная |
основана на учении Шри Ауробиндо и Матери Мирры Альфассы. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование. |
||||||||
1914 - 1921 |
ежемесячное философское обозрение «Арья» |
||||||||
6. Роза Мира |
труд Даниила Андреева (1906-1959) даёт религиозно-философское знание о бытии трансфизических сфер мироздания и раскрывает смысл истории человечества, в её неразрывном единстве с общей метаисторией, охватывающей множество разноматериальных и разнозначных миров планетарного космоса (1950-1958) |
||||||||
7. Саентология |
(англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος – «знание знания») – международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху. В России как и в США саентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Канаде, Франции, Германии, Великобритании организации не имеют сопоставимого религиозного статуса. |
||||||||
1952 г. |
Книга "Дианетика: современная наука о разуме" |
||||||||
1953 г. |
Церковь Cаентологии |
||||||||
1980 г. |
Свободная зона – реформаторское течение саентологии |
||||||||
8. Толтеки |
1960 – 1998 гг. |
Учение дона Хуана показало, что конкретика чувственного опыта, получаемого медитаторами или духовидцами, есть результат резонирования с определёнными участками Бытия, а потому не может являться объектом поклонения, религиозного чувства или суеверного ужаса. |
|||||||
9. «Неосаньяса» |
1970 – 1990 гг. |
Учение Ошо (Бхагва́н Шри Раджни́ш) – «секс-гуру» – представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэн, тантризма и других духовных течений. |
|||||||
10. ДЭИР |
1982 – 1992 гг. |
Дальнейшее Энерго-Информационное Развитие – инструмент перехода на новую ступень эволюции человека, одно из направлений оккультизма. |
|||||||
11. Инглии́зм |
Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов – новое религиозное движение в славянском неоязычестве. |
||||||||
1992 г. |
В Омске, Россия |
«Славяно-Арийские Веды» |
|||||||
12. Диагностика кармы |
Диагностика кармы – одно из направлений оккультизма. |
||||||||
1993 г. |
Диагностика кармы |
||||||||
13. Роднове́рие |
новое религиозное движение неоязыческого толка, ставящее целью возродить славянские дохристианские обряды и верования. |
||||||||
25.06. 1994 г. |
Слёт (19 чел), на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей. |
||||||||
23-24.04.2004 |
в Калуге прошёл «Первый Международный Съезд Славянских Общин». |
||||||||
на 2011 год |
союз общин «Велесов Круг», насчитывавший в своём составе 9 общин («Родолюбие», «Триглав», «Хоровод» и иные). |
||||||||
14. Движение |
крупная отечественная сектантская общность, возникшая после распада Советского Союза, представлена последователями Анастасии, мифической женщины, о которой российским предпринимателем В.Н.Мегре была написана серия книг "Звенящие кедры России". |
||||||||
1996 г. |
первая книга Владимира Мегре "Анастасия". |
||||||||
1997 г. |
вторая книга об Анастасии "Звенящие кедры России". |
||||||||
15. Трансе́рфинг |
Идея мультивариантного мира, учение как техника перемещения с одного «ответвления» реальности на другое благодаря предполагаемой энергии мыслей человека, сознательно направленной на осуществление того или иного варианта развития событий. Курс обучения целеустремлённости и позитивному отношению к жизни. |
||||||||
2004 г. |
"Трансерфинг реальности: пространство вариантов" |